Организаторами масштабной конференции «Цифра для гуманитариев» совместно с Московским государственным институтом международных отношений выступили университет «Иннополис», «Школа 21»
и «Социоцентр». Белгородский госуниверситет на форуме представили доцент кафедры прикладной информатики и информационных технологий, администратор проекта «Цифровая кафедра» Татьяна Зайцева и
руководитель одной из дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки (ДПП ПП) Ольга Пусная.
Как отметили организаторы, конференция проводилась с целью помочь
руководителям цифровых кафедр и представителям индустрии образования, ИТ и edtech обменяться опытом, выявить и масштабировать лучшие практики реализации программ цифровых кафедр, познакомиться с
методологиями развития «софтовых» навыков и адаптировать преподавание ИТ-компетенций для «нетехнарей», а также найти возможности для сотрудничества с индустриальными и образовательными партнёрами.
Первый день конференции проходил в технопарке высоких технологий «ИТ-парк». С докладами, всесторонне рассматривающими цифровые кафедры, выступили декан факультета финансовой экономики МГИМО,
руководитель цифровой кафедры Евгений Погребняк, начальник центра дополнительного образования Московского политехнического университета Денис Воронин, руководитель финтех-хаба Банка России Григорий
Гашников, проректор – начальник управления академической политики и организации образовательной деятельности университета «Иннополис» Евгений Бобров и другие.
Участники узнали, как выстроить
взаимоотношения с партнёрами, как проводить анализ заинтересованных в обучении, построить матрицу компетенций, на каких условиях заключать соглашения и договоры о сотрудничестве и прочее. Поднимались
вопросы проведения занятий на цифровых кафедрах. Особое внимание уделили отбору студентов на реализуемые цифровыми кафедрами программы подготовки, практико-ориентированному обучению, наличию тьюторов
или команды сопровождения при обучении, геймификации и прочим немаловажным вопросам.
– Для меня важным открытием стало то, что в подавляющем большинстве вузов, которые участвуют в проекте
«Цифровая кафедра», в обязательном порядке читается учебный курс «Программирование», а для студентов не ИТ-специальностей в рамках данной дисциплины преподаются основы языка программирования Pyton.
Также для всех обязательна математика и учебный курс, который, так или иначе связан с искусственным интеллектом. Мы считаем, что сможем почерпнуть из этого что-то для нашей кафедры, – поделилась
Татьяна Зайцева.
После сессии организаторы провели экскурсию в ИТ-парк Казани, который, по словам участников конференции, поразил обилием оборудования для кибер-спорта, программирования,
3D-моделирования, цифровой анимации, а также цифровой библиотекой, всевозможными симуляторами и многим другим.
Во второй день конференции «Цифра для гуманитариев», который прошёл на базе
образовательной платформы «Школа 21», участники попробовали себя в роли программистов и в малых группах обсудили вопросы цифровой кафедры и обменялись опытом: что достигнуто за год, какие усилия
пришлось приложить, что было трудным, что не получилось.
– У нашего университета, конечно, есть и свои успехи, которыми мы можем делиться, и свои недочёты, – например, проблемы с привлечением и
удерживанием студентов на цифровой кафедре, с поиском преподавателей-практиков, нормативной документацией. В «Школе 21» нам удалось выработать предложения для улучшения работы на цифровых кафедрах в
следующем учебном году, – рассказала Татьяна Валентиновна, – Мы планируем разрабатывать уникальные программы под каждое предприятие, проводить тематические ИТ-дни в университете, поощрять успевающих
студентов и создать банк заданий и решений.
В третий день конференции в университете «Иннополис» участники обсудили особенности реализации проекта «Цифровая кафедра» в 2023-24 учебном году,
рассмотрели перспективы и преимущества сотрудничества учебных заведений с инновационными образовательными стартапами и поделились опытом разработки и реализации программ ДПО с учётом отраслевой
специфики гуманитариев.
На заседании круглого стола «Прикладной анализ данных в отраслях специализации» спикеры на самых разных примерах показали, что анализ данных необходим специалистам любого
направления подготовки. Закончился форум интерактивной сессией, на которой представители учебных заведений, внедривших проект «Цифровая кафедра», обменялись опытом, передовыми практиками и идеями.